ПОИСК

 
     
Авторизация!
  Регистрация   Забыли пароль  
twitter

online консультации:
 
ДИЗАЙН
Николай Коваленко
Дизайнер-график / dnkstudio
вопросы (1)


Креатив Невербальные коды и языки
Reklama-mama, рекламный портал "Reklama-mama"

Невербальные коды способны одновременно передавать различные сообщения с помощью лица, тела, голоса. Они часто возникают спонтанно и вызывают автоматический ответ без размышления. Некоторые невербальные коды, определенные генетикой, имеют универсальный характер. В частности, это касается сигналов угрозы и эмоциональных реакций, которые биологически детерминированы. Рассмотрим полный перечень из девяти невербальных языков. Это кинестика, вокалика, физические характеристики, хаптика, проксемика, хрономика, артефакты, эстетика и ольфактика.

Невербальные коды и языки

Кодирование — это способ связи невербальных средств для выражения значения. Особенности невербальных кодов следующие:
 

  • Некоторые невербальные коды, определенные генетикой, имеют универсальный характер. В частности, это касается сигналов угрозы и эмоциональных реакций, которые биологически детерминированы.
  •   Невербальные коды способны одновременно передавать различные сообщения с помощью лица, тела, голоса и др.
  •   Они вызывают автоматический ответ без размышления (например, реакция на красный свет светофора).
  •   Они часто возникают спонтанно, например, сброс нервной энергии или покраснение лица.
  •   Невербальная коммуникация осуществляется на языке жестов и других элементов человека и окружающего мира, которые аналогичны буквам и словам обычного языка.


Мы представляем здесь полный набор из девяти невербальных языков. Это:

1. Кинестика (движения тела).

2. Вокалика (паралингвистика, акустические особенности голоса).

3. Физические характеристики (формы тела, его размеры, цвет волос).

4. Хаптика (такесика, касания).

5. Проксемика (пространственное расположение).

6. Хрономика (время).

7. Артефакты (одежда, украшения, косметика).

8. Ольфактика (запахи).

9. Эстетика (музыка, цвет).

1. Кинестика.
Это раздел коммуникологии, изучающий невербальные коммуникации, осуществляемые посредством телесных движений, где каждое из них имеет определенное значение. Кинесика, как и любой другой язык, является научной областью, видом и технологией невербальной коммуникации.

Выделим основные положения кинестики:
 

  •   Все движения тела могут нести значение, которое проявляется в конкретной коммуникационной ситуации. Одни и те же движения имеют разный смысл.
  •   Поведение тела может быть подвергнуто системному анализу, потому что оно имеет системную организацию. Тело — это и биологическая, и социальная система.
  •   На людей влияет видимая динамика, активность тела.
  •   Конкретные функции телодвижений можно исследовать.
  •   Значения отдельных движений выявляются в изучении реального поведения определенными методами исследования.
  •   Активность тела имеет определенный стиль (индивидуальные особенности) и общие черты с другими.


Между вербальным языком и движениями тела существует сходство. Несколько жестов могут образовывать кинематические подсистемы, такие как морфемы. Жест может быть произвольным и не иметь значения; он может быть иконическим дополнением текста, это, например, рисунок руками; жест может быть врожденной реакцией, например, на боль.

Здесь также есть семантика (значение знаков), синтактика (организация в системе с другими знаками) и прагматика (влияние на поведение).

Соединение слов с невербальными знаками создает неограниченные возможности их комбинирования.

Выделяются следующие виды жестов:

Эмблемы — невербальные акты, имеющие точный перевод на вербальный язык. Например, два пальца в форме V — знак победы.

Иллюстраторы — жесты, тесно связанные с речью и дополняющие ее в разных видах. К ним относятся:

* Акцентирование (жест рукой сверху вниз).

* Изображение направления мысли («Вперед, к победе!»).

* Указание (указкой лектор показывает на график, схему).

*Изображение очертаний предмета («Плод вот такой формы»).

* Ритмические движения (в такт произносимым словам).

* Изображение физических действий («Я его как стукну!»).

* Рисование картины в воздухе (например, фигуры человека).

* Иллюстрирование вербальных положений (эмблематика).

Адаптаторы — это мимика, движения рук, ног и т.д., они отражают эмоциональное состояние (скуку, напряжение и др.). Адаптаторы делятся на:

* Самоадаптаторы — жесты, которые связаны с телом (почесывание, похлопывание, потягивание, пожимание плечами).

* Альтерадапторы — движения по отношению к телу собеседника (похлопывание по спине).

* Объект-адапторы — движения, связанные с другими вещами (свертывание листа бумаги).

Регуляторы — это невербальные действия, управляющие усилением или ослаблением разговора между людьми (контакт глазами с говорящим, кивки головой и др.). Важнейшую роль в невербальной коммуникации играют глаза и лицо. Известна следующая закономерность: зрачки глаз расширяются и сужаются при взгляде на приятные и неприятные объекты.

Изображение аффектов — это выражения лица, отражающие разнообразные эмоции (радость, печаль, гнев и т.д.).

2. Вокалика (паралингвистика). Голосовые эффекты сопровождают слова. Тон, скорость, сила, вид голоса (тенор, сопрано и т.д.), паузы, интенсивность звуков — каждый из них имеет свой смысл. Эти паралингвистические средства часто рассматриваются как вокальные ключи.

Они говорят об эмоциях людей. Например, когда человек очень сильно зол, то он произносит слова медленно и раздельно, делая паузу между словами, чтобы произвести специальный эффект.

Паралингвистика также характеризует личность. Например, манера речи может говорить об авторитарной, жесткой или мягкой личности.

Исследования выявили связи вокалики с убедительностью речи. Более скоростная, интонационная, громкая речь сильнее убеждает людей.

3. Физические свойства (физикатика). Общая привлекательность, красивое тело, нормальный вес являются положительными знаками в коммуникации. Предрассудки по отношению к малопривлекательным людям, а также к людям с физическими недостатками глубоко укоренились в сознании общества, и они ухудшают коммуникационные возможности.

4. Хаптика (такесика). Люди прикасаются друг к другу по разным поводам, различными способами и в разных местах. Выделяются профессиональные, ритуальные, дружеские и враждебные, любовные касания.

5. Проксемика связана с тем, как воспринимается и используется социальное и личное пространство в коммуникации (дистанция между коммуникаторами, организация пространства при беседе и др.). Каждый человек будто окружен пространственной сферой, размеры которого зависят от культурной основы личности, от ее состояния, от социальной среды.

Выделяют три типа пространства:

  •  Фиксированное пространство, оно ограничено недвижимыми вещами, например, стенами комнаты.
  •  Полуфиксированное пространство, оно меняется, например, при перестановке мебели.
  • Неформальное пространство — это личная и интимная территория, окружающая человека.

В европейской культуре существуют такие нормы: 0-35 сантиметров — это границы интимного пространства; 0,3-1,3 метра — границы личностного пространства; 1,3-3,7 метров — социального, и 3,7 метров — граница публичного, общественного пространства.

6. Хрономика изучает структурирование времени в коммуникации. В западных культурах высоко ценится пунктуальность. Пунктуальность — одно из условий успешной карьеры. Вызывают нарекания те люди, которые опаздывает или не выполняют задания в срок. В восточных же культурах отношение ко времени менее жесткое. Аналогично у мужчин и у женщин разное представление о пунктуальности, например, при личных встречах.

7. Артефакты (артефактика). К артефактам относятся, например, одежда и украшения. Одежда является наиболее сильным фактором. Она должна соответствовать обстановке (деловая, домашняя), физическим параметрам тела (быть по фигуре), социальному положению, стилю.

Во всех этих и других направлениях невербальной коммуникации специалистам необходимо получить определенную подготовку.

8. Ольфактика занимается изучением запаха. Запах, возможно, влияет сильнее всех других ощущений. По запаху у нас формируется мнение о собеседнике.

Запахи являются важными факторами в коммуникации. Можно выделить следующие особенности:

* Слепота на запахи — это неспособность различать запахи, что может затруднять общение с другими людьми.

* Адаптация к запаху — это привыкание к определенным запахам.

* Память о запахе — некоторые запахи могут вызывать приятные или неприятные воспоминания.

* Неумеренный запах — это превышение нормы при использовании духов, дезодорантов, приправ и пр.

* Различие запахов — это способность обоняния устанавливать сходство и отличие одних запахов от других.

Человек может выявлять до десяти тысяч запахов.

9. Эстетика необходима при передаче сообщения или настроения через цвет или музыку. Музыка регулирует поведение, стимулирует или ослабляет определенные действия. Окраска стен, мебели, технического оснащения должны вызывать благоприятные ощущения. Например, не рекомендуется зеленая окраска в больницах, потому что она вызывает тошноту у некоторых больных, а белый цвет несет холод. Влияние цвета и музыки на человека используется в разных помещениях и ситуациях: от супермаркетов до автомобилей и площадей. В каждом месте они должны соответствовать предназначению конкретного помещения или ситуации.

 

Автор: Игорь Петрович Якoвлeв, доктор философских наук, профессор, преподаватель теории коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского университета и Академии управления и экономики.

 

Из выпуска  рассылки
«Элитариум: Психология и экономика жизненного успеха»


 
 
учимся отдыхать: видеоуроки по тайм-менеджменту
Тренинг Стеллы Хегай
Развитие памяти
Как правильно составить презентацию
SEO как один из самых популярных видов продвижения в Интернете
С чего начать продвижение в сети?
Создание и продвижение бренда ресторана в провинции
Правильный сайт
"ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ" в ФОТОГРАФИИ
Как выжить в новом коллективе? Соционические рецепты
Креатив - искусство прагматика, или... Как сотворить "продающую" рекламную идею
13 замечаний Огилви о заголовках
Ваш 25-ый час - Найдите свой потерянный час
Информативность, психология потребителя и креатив – смесь для результативных объявлений контекстной рекламы
Методы оценки эффективности рекламы
Как открыть свой интернет- магазин
Просто добавь воды!
Манипуляции в деловых переговорах
Харизма лидера в бизнесе
Как удержать внимание при выступлении
Технология работы с трудным клиентом
Ключевые факторы успеха работы в команде
Брендбук Оверсана - Студия Артемия Лебедева
8 маркетинговых стратегий малого бизнеса
Как научиться не краснеть
Как составить пресс-релиз
Дизайн рекламных материалов
Александр Лапин. Фотография как...
Как создать хороший рекламный текст
Мастер-класс Андрея Логвина
Законы мобильной рекламы WapStart
Невербальные коды и языки
Социальные медиа- что в них меряют и зачем
Общий подход к генерированию идей
Работающий копирайтинг